Монастыри в России

Монастыри в России

МОНАСТЫРИ́ в России — на Руси первые М. появились в Киеве вскоре после принятие христ-ва (10—11 вв.), в сер. 11 в. был основан Киево-Печерский М. К сер 13 в., ко времени монг. нашествия, действовало до 70 М., около пол. из них приходилось на Киев и Новгород. Преобладали гор. и пригородные М., основанные князьями (из 70-ти — не менее 30-ти), епископами, боярами, купцами. Они существовали на деньги вкладчиков и, в отличие от Киево-Печер. М., придерживались не общежительного, а келлиотского (особножительного) устава. В рез. реформы основателя Троице-Сергиева М. Сергия Радонежского (14 в.) получили распространение "пустынные" общежительные М., располагавшиеся вдали от городов. Свыше 30 М. составили "школу преп. Сергия". Монаст. колонизация шла параллельно с крестьянской и способствовала освоению отдаленных районов. Пользуясь тарханами — феодальным иммунитетом, М. вели крупное хозяй-ство. Им принадлежали огромные земельные владения, крепостные крестьяне. М. организовывали промыслы, развивали ремесла, вели торговлю. Нек-рые из них получили значит. адм. полномочия на местах. М. пользова-лись большим полит. влиянием, оказывали вел. князьям активную поддержку в создании рус. централиз. гос-ва. Вплоть до 17 в. мощные креп. укрепления М. имели оборонит. значение. Отд. М. использовались властями как дух. и полит. тюрьмы, а также для насильств. пострижения полит. противников и неугодных жен. М. были центрами др.-рус. культуры. В них сочинялись и переписывались книги, велись летописи, работали художники, арх., музыканты. При М. открывались школы. В 16—17 вв. привилегии постепенно отменялись, монаст. землевладение ограничивалось. Петр I строго регламентировал жизнь М., значительно сузил их имуществ. права. При Екатерине II в 1764 проведена секуляризация монаст. земель. М., включенные в штаты, получили гос. содержание. С кон. 18 в. М. вновь стали получать зем. участки, пользовались покр-вом императоров. В 1910 в России было 460 муж. и 429 жен. правосл. М. Декрет об отделении церкви от гос-ва (23 янв. 1918) объявил имущество М. всенар. достоянием, большая часть М. была разорена и закрыта. Со 2-й пол. 1980-х гг. началось возвращение Церкви мн. М. и возрождение монаст. жизни.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — древнейший ("старший") и самый знаменитый М. Киевской Руси. Основан монахом Антонием Печерским в искусств. пещерах (печерах) на бер. Днепра в 1051. Мн. русск. М. переняли его общежит. устав, введенный впервые на Руси учеником и последователем Антония Феодосием по образцу константинопольского Студийского М. В 11—13 вв. обитель славилась благочестием иноков, их монаш. подвигами и чудесами. Вклады князей, бояр, купцов привели к обогащению М., превратившегося в крупного землевладельца. М. был центром распространения христ-ва, боролся за независ. рус. церковь, оказывал влияние на политику киевских князей и пользовался их поддержкой. С 1071 — архимандрия. Один из гл. очагов др.-рус. книжности и культуры. Основателем монаст. б-ки был Феодосий Печерский. В М. велось летописание. Ок. 1113 монах Нестор написал знамен. "Повесть Временных лет". Здесь зародилась рус. агиографич. лит-ра. В 13 в. создан "Киево-Печер. патерик" — сб. сказаний о жизни и подвигах монахов. Работали иконописцы, художники по мозаике, архитекторы. В 1240 М. разорен нашествием Батыя, в 14 в. возобновил деятельность. В 16—17 вв. вел борьбу против Брестской унии и католицизма. С 1598 — лавра, ставропигия Константинопольского патриарха. В нач. 17 в. при лавре организована первая в Киеве типография. Архим. Петр Могила основал в К.-П. Л. уч-ще, положившее начало Киево-Могилянской академии. В 17 в. лавра пользовалась покровительством укр. гетманов, затем рус. царей. С 1688 подчинена Моск. патриарху, с 1786 — киевскому митрополиту, с 1702 заняла 1-е место в иерархии рус. М. Издавна была объектом паломничества. М. был закрыт в 1929, действовал в 1942—44. На терр. К.-П. Л. находится комплекс укр. музеев. Архит. пам. 11—18 вв.: законсерв. развалины Успенского собора (1073, разр. в 1941), многочисл. сооружения в стиле укр. барокко (архит. С. Ковнир, И. Шедель и др.). В пещерах — могилы Феодосия, Никона и др. знаменитых иноков. В К.-П. Л. похоронены кн. Ф. Острожский, гр. П. Румянцев, кн. Н. Долгорукая, В. Кочубей, И. Искра и мн. др.

ЮРЬЕВ МУЖ. М. — древнейший в Новгороде. Основан не позднее 1119 (по др. версии, заложен в 1030 Ярославом Мудрым) на бер. Волхова, ныне в черте города. Возник как княжеский, стал гос. М. Новгор. респ., вторым после владычного дома феод. собственником. После присоед. Новгорода к Москве большая часть владений конфискована. Георг. собор (нач. в 1119, мастер Петр) — 6-столпный, вытянут по оси В.-З., с тремя главами и лестничной башней. В интерьере сохранились фрагменты фресок 12 в. Георг. собор — шедевр архитектуры 12 в., второй по значению пам. новгор. школы после Софии Новгородской. История мон. освещена большим числом актов 12—17 вв.

ДАНИЛОВ М. — древнейший моск. мужск. М., основан ок. 1282 кн. Даниилом Александровичем. Входил в систему оборон. сооружений, участвовал в отражении набегов крымских татар (Казы-Гирей, 1591). В 1606 у стен Д. М. произошло сражение войск И. Болотникова с армией царя В. Шуйского. В Д. М. в 19 в. были похоронены видные деятели рус. культуры, прах к-рых в 20 в. был перенесен на др. кладбища. Закрытый после Окт. рев-ции, Д. М. в 1983 был возвращен церкви, стал всецерковным пам. 1000-летия крещения Руси, администр. цент-ром Рус. Правосл. Церкви и резиденцией Моск. патриарха.

ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖ. М. — старейший в Приладожье. Расположен на о-ве Валаам в сев. части Ладожского оз. По мнению б-ва ученых, осн. в 1-й пол. 14 в. новгородцами (по др. гипотезе — в кон. 10 — 1-й пол. 11 в.). Участвовал в монаст. колонизации края, христианизации Карельской земли, был крупным центром и "отцом М. северных". Находясь на границе рус. и шведских владений, не раз подвергался враж. нападениям. В 1611 сожжен шведами, опустел и был восстановлен в 1715 по иниц. кирилло-белозерского игумена Иринарха. В 1736 признан пр-вом как доказательство правосл. принадлежности края. В 18 в. возродил культ местных святых Сергия и Германа, с кон. 18 в. начал кам. стр-во. После рус.-швед. войны 1808—09 включен в состав Финляндии под упр. петерб. митрополита. Стал центром правосл. жизни Приладож. Карелии, прославился строгим общежит. уставом, скитами, хор. налаженным х-вом, превратился в центр паломничества. Вжился в финл. об-во, после провозглашения независимости Финляндии монахи приняли финл. подданство. В 1940 о-в Валаам возвращен СССР. Монахи ушли в Финляндию, осн. Ново-Валаамский М. в Папинниеми. В 1989 В. М. возвращен Рус. Правосл. Церкви.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА — крупнейший рус. муж. М., расположенный в г. Сергиев Посад. Основан в сер. 14 в. монахом Сергием Радонежским (ок. 1353—92 — игумен, канонизирован в 1448), к-рый ввел в М. общежит. устав. Новая обитель жила "нищенско и сиротинско". Однако благодаря личности настоятеля М. играет заметную роль в полит. жизни страны, в подготовке Куликовской битвы, в междукняж. отношениях, способствует возвышению Москвы. Т.-С. М. послужил образцом для др. общежит. М., открытых учениками и последователями Сергия в Москве (Андроников и Симонов), Подмосковье (Высоцкий и др.) и отдаленных р-нах (Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий и мн. др.). Участвовал в феод. войне 2-й четв. 15 в. В Т.-С. М. удельные князья схватили Василия II и позднее ослепили его. В 15—17 вв. М. стал крупным феод. собственником, умело использовал свое положение на торг. путях. Сооружение кам. стены с башнями (сер. 16 в., усилена в сер. 17 в.) превратило М. в крепость. В 1561 настоятель Троицы получил сан архимандрита, и М. занял 1-е место среди рус. М. (с 1702 — 2-е после Киево-Печер. лавры). В Смутное время выдержал 16-мес. осаду войск Лжедмитрия II (1608—10), энергично поддерживал 1-е и 2-е земские ополчения. В 17 в. — источник безвозвратных займов царей. В 1682 в Т.-С. М. спасались от стрелец. бунта царевна Софья и цари Иван и Петр; в 1689 Петр I укрывался от заговора царевны Софьи. Со времени Сергия Радонежского М. — важнейший центр ср.-век. рус. культуры. В его стенах была собрана крупнейшая монаст. б-ка, действовала книгописная мастерская, велось летописание. В 15 в. в Т.-С. М. возникла собств. лит. традиция, жили и работали Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, А. Палицын, Д. Зобниковский, С. Шаховской, С. Азарьин и др. изв. писатели 15—17 вв. М. вел большое кам. стр-во, приглашал знаменитых художников, мастеров прикл. иск-ва. Здесь сформировался талант А. Рублева, Д. Черного, С. Ушакова и мн. др. В 1744 Т.-С. М. присвоено наименование лавры. Т.-С. Л. — центр дух. образования (с 1742 — дух. семинария, с 1814 — дух. академия), религ. паломничества. С 1920 — ист.-худ. музей, с 1940 — музей-заповедник. Уникальный архит. ансамбль включает более 50 зданий и сооружений: соборы Троицкий (1422—23, иконостас А. Рублева и Д. Черного) и Успенский (1559—85, фрески 1684), Духовная ц. (1476—77), Больничные палаты с ц. Зосимы и Савватия (1635—38), царские чертоги (кон. 17 в.), трапезная (1686—92), колокольня (1740—70, И. Шумахер, И. Мичурин, Д. Ухтомский) и мн. др. В наст время — дух. центр Русск. Правосл. Церкви. С 1970 священноархим. лавры является Патриарх Моск. и всея Руси.

СПАСО-ЕВФИМИЕВСКИЙ М. — муж. М. в г. Суздале. Основан в 1352 суздальско-нижегор. кн. Борисом Конст. и монахом Печерского Нижегор. М. Евфимием. В 1445 после поражения у стен М. войска Василия II разорен татарами. В 1608—09 — оплот захвативших Суздаль войск Лжедмитрия II. В 1670—80-х гг. сооружена сохранившаяся до наших дней кам. стена с башнями. С 15 в. — крупный вотчинник, в 80-е гг. 17 в. — владелец 10—300 душ крестьян муж. пола. В 17 в. в С.-Е. М. устроена тюрьма дух. ведомства для религ. вольнодумцев и полит. заключенных (просуществовала до 1905). Пам. архитектуры 16—18 вв.: Спасо-Преобр. собор (16 в.), Успенская трапезная ц. (1525), звонница 16—17 вв. и др. Семейная усыпальница кн. Пожарских.

АНДРОНИКОВ М. — Спаса Нерукотворного муж. М. в Москве, основан ок. 1360 митр. Алексием по обету в связи со спасением его на море по пути из Константинополя. Назван по имени первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Входил в систему оборон. сооружений на юго-вост. подступах к Москве, неоднократно страдал от враж. нашествий. С 14 в. — книгописная мастерская. Спасский собор 1420—27 с сохранившимися фр-тами фресок Д. Черного и А. Рублева, к-рый провел в А. М. последние годы жизни и был похоронен на его терр. Стены и башни 17 в. С 1947 — музей-заповедник др.-рус. иск-ва им. А. Рублева (открыт после реставрации в 1960-х гг.).

ПОКРОВСКИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ ЖЕН. М. — осн. в 1364 сузд. кн. Андреем Конст. С нач. 16 в. — жен. духовная тюрьма для представителей царской фамилии и знатных родов. Среди монахинь — первая жена Василия III Соломония Сабурова (1526), четвертая жена Ивана IV Анна Колтовская (1576), жена царя В. И. Шуйского Мария Петр. Буйносова-Ростовская (1610), первая жена Петра I Евдокия Лопухина (1698), женщины из рода Нагих, Горбатых и др. Разорен в Смутное время (1611). Пам. архитектуры: Покровский собор (1510—18), колокольня (16—17 вв.), трапезная (1551), ограда 17—18 вв. и др.

ЧУДОВ М. — Алексеевский Архангело-Михайловский муж. М., осн. в 1358—65 в Моск. Кремле митр. Алексием, по преданию, на месте подворья Золотой Орды. Митрополичий, с 1589 — патриарший, с 1744 — кафедральный моск. архиереев, с 1764 — ставропигиальный. До 1561 его настоятель занимал 1-е место в монаст. иерархии. В 15—17 вв. — центр дух. просвещения, действовала книгописная мастерская. В 1518—25 в Ч. М. работал Максим Грек, в сер. 17 в. исправлялись по греч. образцам богослужебные книги (Арсений Грек, Епифаний Славинецкий). Ч. М. служил местом заключения дух. иерархов и др. видных полит. деятелей (митр. Исидор, принявший Флорентийскую унию, новг. архиеп. Геннадий, кн. В. Патрикеев-Косой, патриарх Гермоген и др.). Осенью 1812 в Ч. М. располагался штаб Наполеона. В 30-е гг. 20 в. постройки Ч. М. (16—19 вв.) разобраны.

СИМОНОВ УСПЕНСКИЙ МУЖ. М. в Москве — осн. в 1370 племянником Сергия Радонежского Федором, в 1379 перенесен им же на 0,5 км. В старом С. М. были похоронены павшие в Куликовской битве иноки-воины Пересвет и Ослябя. Служил одним из форпостов, защищ. Москву со стороны Москвы-реки и Брашевской дороги. Из С. М. вышли основатели Кирилло-Белозерского и Ферапонтова М. В нем жили и работали кн. Патрикеев-Косой и Максим Грек. Патриархи Иов, Гермоген и Иосиф — выходцы из С. М. В 1612 разграблен поляками. В 17 в. — царское богомолье. Крупный феод. собственник, С. М. имел к 1764 12 тыс. душ креп. крестьян. В 1771 во время чумной эпидемии превращен в госпиталь, затем упразднен, возобновлен в 1795. Жестоко опустошен франц. войсками в 1812. Архит. памятники 16—17 вв.: стены и башни, трапезная (80-е гг. 17 в., арх. О. Старцев) и др.

КИРИЛЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ М. — крупный муж. М. на Севере России. Осн. в 1397 Кириллом Белозерским, быв. игуменом Симонова М., на бер. Сиверского оз. в черте соврем. г. Кириллова Вологодской обл. Пользовался вниманием вел. князей и царей, быстро богател (в 1744 — 21 590 душ крестьян муж. пола), участвовал в полит. жизни и внутри церк. борьбе. В кон. 15 — нач. 16 в. К.-Б. М. — оплот нестяжательства, во 2-й четв. 16 в. присоединился к иосифянам. М. посещали Василий II, Василий III, Иван IV, не раз заявлявший о желании принять здесь монашество, Петр I. В кон. 16 в. К.-Б. М. был окружен кам. стенами ("Новый город" построен во 2-й пол. 17 в.) и стал важным стратег. пунктом. В 1612—13 выдержал длит. осаду польско-лит. войск. В 15—17 вв. служил местом заточения представителей дух. и светской знати, среди узников — Патрикеев-Косой, И. Шуйский, М. Воротынский, Симеон Бекбулатович (1605—06), Б. Морозов, патриарх Никон (с 1676) и др. Культурный центр. В б-ке, осн. Кириллом, хранились редчайшие рук. (древнейший список "Задонщины", летописи 15—16 вв.), работала книгописная мастерская, трудились изв. писатели — старец Ефросин, Нил Сорский, Пахомий Серб и др. Один из крупнейших монаст. арх. ансамблей: Успенский собор (1497—98, Прохор Ростовский), ц. Введения с трапезной палатой (1519), надвр. ц. (1523), ц. Архангела Гавриила (1531—34), неск. кам. храмов 2-й пол. 16 в., ряд интересных построек гражд. назначения (16—17 вв.). С 1924 — ист.-арх. и худож. музей-заповедник.

ФЕРАПОНТОВ МУЖ. М. — осн. ок. 1398 в 20 км от Кир.-Белоз. М. в черте совр. с. Ферапонтова Вологодской обл. монахом Симонова М. Ферапонтом. Окреп и значительно обогатился при игумене Мартиниане (ум. в 1438). В 15—16 вв. славился просвещением иноков и богатым книжным собранием. В кон. 15 — нач. 16 в. сюда был сослан изв. писатель киевский митр. Спиридон, здесь работали монахи "доброписцы", хор. переписчики книг. В 1614 разорен отрядами "черкасов"; восстановлен к сер. 17 в. В Ф. М. отбывал ссылку патриарх Никон (1671—76). С 17 в. М. пришел в упадок и в 1798 был упразднен. В нач. 20 в. восстановлен как женский. В наст. время — филиал Кир.-Белоз. музея-заповедника. Арх.-худож. памятники: собор Рождества Богородицы (1490) с фресками Дионисия (нач. 16 в.), трапезная с Благовещенской ц. (1530—34), колокольня (17 в.), ц. Мартиниана (1640—41) и др.

СОЛОВЕЦКИЙ М. — один из знаменитейших муж. М. России. Осн. в 1-й пол. 15 в. (1429—36) монахами Савватием (выходцем из Валаамского, постриженником Кир.-Белоз. М.), Зосимой и Германом на Б. Соловецком о-ве в Белом м. В 15—17 вв. его владения распространились по побережью от Колы до устья Сев. Двины, а сам М. превратился в эконом., полит. и адм. центр Рус. Севера. Основу монаст. х-ва составляли промыслы (в первую очередь соляной, а также морской зверобойный, рыбный и др.), на к-рых были заняты тысячи наемных работников, торговля, земледелие. С нач. 16 в. С. М. находится под особым покровительством властей. До 18 в. настоятели утверждались царем, минуя местную светскую и церк. администрацию. При игумене Филиппе Колычеве (1548—66) обитель достигла матер. благополучия, стала центром д. х. развития и культуры. В 16—19 вв. С. М. играл роль погран. крепости Рус. гос-ва. В 1584—94 был окружен мощной кам. оградой из необработ. валунов, на побережье построены Кемский и Сумский остроги. В 16—17 вв. М. отражал нападения шведов и др. иноземных захватчиков. С 1578 он на свои средства содержал гарнизон, насчитыв. в отд. периоды до 1000 стрельцов (с 18 в. — солдат) и вооруженный ружьями и пушками. В 1613—14 владения С. М. разорены набегом "черкасов". С 1637 солов. игумен возглавил оборону Поморья, а с 1657 монахов начали обучать воен. делу и включили в состав воинской команды. В 1651 настоятель получил сан архим. В сер. 17 в. С. М. — центр оппозиции реформам патриарха Никона. В 1668—76 оппозиц. настроения переросли в вооруж. сопротивление царским войскам под лозунгом борьбы за старую веру (Соловецкое восст.). Выступление приобрело ярко выраженный антиправит. характер. После секуляризации монаст. земель С. М. объявлен ставропигиальным (1765). В 1781 солов. гарнизон подчинен воен. властям, в 1814 крепость упразднена. В 1854 во время Крым. войны С. М. подвергся нападению двух 60-пушечных англ. воен. кораблей, после 9-часового артобстрела ушедших в море. В 16—19 вв. С. М. — гос. секретная полит. тюрьма. Среди ее узников — троицкий игумен Артемий, А. Палицын, Симеон Бекбулатович (с 1606), гр. П. Толстой, кн. В. Долгорукий, гр. П. Мусин-Пушкин, посл. кошевой Запорожской Сечи П. Кальнишевский, декабрист А. Горожанский и мн. др. С. М. распространял христианство на Севере, превратился в центр религ. паломничества. Игумен Досифей (ум. в 1503) основал богатую монаст. б-ку, на Соловках работали писатели: старец Геронтий, Герасим Фирсов и др., составлялся "Летописец Соловецкий", переписывались книги. В 1920—23 М. был упразднен. В 1923—37 на его терр. размещался Солов. лагерь особого назначения (СЛОН), в 1937—39 — Солов. тюрьма особого назначения (СТОН). В списке заключенных — П. Флоренский, Н. Анциферов, В. Бахтин, Д. Лихачев, О. Волков, О. Браз, Л. Курбас, М. Рыльский и мн. др. В годы Вел. Отеч. войны в С. М. располагалась школа юнг. В 1974 создан Солов. ист.-арх. и природный музей-заповедник. В 1990 С. М. возвращен Церкви.

БОРОВСКИЙ ПАФНУТЬЕВ МУЖ. М. — расположен вблизи г. Боровска Калужской обл. Осн. в 1444 монахом Пафнутием Боровским (ум. в 1477), последователем Сергия Радонежского, прославившимся своей строгостью и благочестием. Бедный при жизни настоятеля, к нач. 16 в. М. разбогател, стал семейной обителью вел. князей, начал большое кам. стр-во. В кон. 16 в. сооружена кам. стена (перестр. в 17 в., арх. Т. Шарутин), и М. превратился в крепость. В 1610 войска Лжедмитрия II взяли и опустошили Б. П. М. только с пом. изменников. В бою погиб воевода кн. М. Волконский, монахи были перебиты. Восстановлен при царе Михаиле Федоровиче. В 1812 сожжен французами. После Окт. рев-ции М. упразднен; в 1991 возвращен Церкви. Архит. пам.: трапезная (1513), Рождеств. собор (1590—96), колокольня (16—17 вв.) и др.

ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МУЖ. М. — основан в 1479 Иосифом Волоцким (Саниным) (1449—1515), игуменом Боровского Пафнутьева М., учеником Пафнутия, в 17 км к сев.-вост. от Волоколамска Моск. обл. В 15—16 вв. играл видную роль в полит. жизни страны. Последователи Иосифа — иосифляне, оплотом к-рых был М., боролись с нестяжателями, организовывали преследования еретиков. Разгромлен войсками Лжедмитрия II (1610), восстановлен при царе Алексее Михайловиче. Служил местом заключения. Узниками И.-В. М. был царь В. Шуйский, кн. Патрикеев-Косой (с 1531), В. Курицын, пленные поляки в 1612, французы в 1812. Имел богатую рукописную б-ку. После Окт. рев-ции упразднен, на его терр. открыт музей. Разрушен в годы Вел. Отеч. войны. Архит. пам.: кам. стена с башнями (1543—66, перестр. в 1676—88, Т. Игнатьев и др.), трапезная (кон. 17 в.), Успенский собор (1688—92), колокольня (1490, перестр. в 1670) и др.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МУЖ. М. — расположен в г. Печоры Псковской обл. Осн. в сер. 15 в. монахами-пустынниками в пещерах; в кон. 15 в. разорен ливонцами, восстановлен в 1519 псковским дьяком М. Мунехиным. В сер. 16 в. при игумене Корнилии (замучен Иваном Грозным в 1570) достиг расцвета и вместе с выросшим вокруг него посадом был окружен крепостной стеной (1553—65). Выдержал осаду Стефана Батория (1581—82), польских войск Ходкевича и Лисовского и шведских войск Густава II Адольфа (1611—16). Выполнял роль крепости в первые годы Сев. войны, после чего утратил воен. значение. В 1920—40 находился на терр. Эстонии. Сильно пострадал в годы Вел. Отеч. войны. Фашисты вывезли из П.-П. М. более 500 произв. иск-ва (значит. часть вернуло пр-во ФРГ в 1973). М. продолжал действовать и в послевоен. годы. Особ. почитаются верующими монаст. пещеры. Пам. архитектуры: пещерная ц. Успения (1473), Благовещенская ц. (1541, фасад обеих 18—19 вв.), звонница 16—17 вв. и др.

АНТОНИЕВ-СИЙСКИЙ МУЖ. М. — расположен на п-ове Михайловского оз. недалеко от р. Сии, притока Сев. Двины, в Холмогорском р-не Архангельской обл. Осн. в 1520 монахом Антонием (1478—1556), к кон. 16 в. — крупный вотчинник. В 1599—1606 здесь находился в ссылке боярин Федор Романов, постриженный по приказу Б. Годунова в монахи под именем Филарета, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича. После 1619, когда Ф. Романов стал патриархом, полит. значение А.-С. М. возросло: наряду с Соловецким М., он занял особое положение в Поморье. В А.-С. М. была собрана б-ка, начало к-рой положил Антоний, и ценный архив. Пам. архитектуры 16—17 вв. После Окт. рев-ции М. закрыт.

НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕН. М. — осн. в 1524 в Москве вел. кн. Василием III в честь взятия Смоленска. Входил в систему оборон. сооружений столицы. В 16—17 вв. в Н. М. постригались женщины из царской семьи и др. знатных родов. В Смутное время разорен. При царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче — царское богомолье. В 1689 в Н. М. заключена царевна Софья. После стрелецкого бунта 1698 розыск проводился в М., приговоренных вешали на его стенах. Трех человек казнили перед окнами кельи царевны Софьи. С 1727 здесь жила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. На терр. Н. М. похоронены Д. Давыдов, С. Трубецкой, М. Муравьев-Апостол, А. Уваров, М. Загоскин, Ф. Буслаев, С. Соловьев, В. Соловьев и мн. др. деятели рус. истории и культуры. С 1922 — музей. Пам. архитектуры 16—17 вв.: Смоленский собор (1524—25), трапезная (1685—87), колокольня (1689—90), жилые палаты (1683—88) и др.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ — муж. М., располож. недалеко от г. Козельска Калужской обл. По преданию, осн. в 15 в. (документы погибли в Смутное время). В 17—18 вв. жил скудно. Возрождение О. П. началось при моск. митр. Платоне в кон. 18 в. Особую славу М. принес ин-т старчества, появившийся в скиту О. П. в кон. 20-х гг. 19 в. Возникшее с целью дух. рук-ва иноков, старчество оказалось шире своего чисто монаш. назначения. В О. П. стали стекаться верующие в надежде обрести твердую нравств. опору. Благодаря знаменитым старцам (Леониду, Макарию, Амвросию) О. П. превратилась в "дух. лечебницу для душ" (С. Четвериков). В М. бывали мн. деятели рус. науки и культуры: бр. Киреевские (похоронены в О. П.), С. Шевырев, М. Погодин. С О. П. связаны лит. замыслы и нравств. искания Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого и др. писателей. С участием старцев О. П. вела большую книгоиздат. деят-ность. М. закрыт в 1918. В 1987 возвращен Церкви. Пам. архитектуры 19 в.

ДОНСКОЙ МУЖ. М. — осн. в 1591 на южн. подступах к Москве, там, где рус. войска, заняв оборону, остановили набег на столицу крымского хана Казы-Гирея. Заложен на месте походной церкви с иконой Донской Божьей матери, к-рую Дм. Донской, по преданию, брал на Куликово поле. До сер. 17 в. был беден, разбогател и окреп при царе Федоре Алексеевиче (1676—82). В 1771 во время чумного бунта в стенах М. был убит моск. архиеп. Амвросий. Еще в 17 в. при Д. М. существовало небольшое кладбище, резко увеличившееся после чумной эпидемии 1771, когда было запрещено хоронить в черте города. С этого времени Д. М. становится местом погребения моск. дворянства и именитого купечества, деятелей рус. полит. и воен. истории, науки и иск-ва (могилы А. Сумарокова, М. Хераскова, П. Чаадаева, кн. В. Одоевского, В. Ключевского, Д. Бантыш-Каменского, ок. 70 героев войны 1812, мн. декабристов и др.). После Окт. рев-ции — музей. В 1990 Д. М. возвращен Церкви. Арх.-худож. памятники: Малый собор (1591—93) с трапезной (1678) и колокольней (1679), Большой собор (1684—93), стены и башни (1686—1711) и др., на кладбище —надгр. памятники работы И. Мартоса и др.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА — первый из петерб. муж. М., осн. в 1712. До образования Синода являлся в изв. мере центром преобразовательной деят-ности Петра I в отношении церк. аппарата. По царскому указу 1715 архимандриты монастырей могли поставляться лишь из монахов А.-Н. М. В 1724 мощи св. Александра Невского были перенесены из Владимира в Петербург. С 1742 — резиденция петерб. архиереев. С 1797 — лавра, 3-я в церк. иерархии после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр. Дух. семинария, дух. академия. Пантеон деятелей рус. истории, науки и культуры 18—20 вв. (похоронены М. Ломоносов, А. Суворов, И. Шувалов, Д. Фонвизин, М. Глинка, Н. Карамзин, К. Росси, Дж. Кваренги, И. Старов, Ф. Достоевский, П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Бородин, А. Даргомыжский, А. Воронихин, А. Куинджи, Н. Черкасов, Г. Товстоногов, А. Дельвиг, В. Жуковский, Б. Кустодиев, И. Крылов и мн. др.). Музей гор. скульптуры. Пам. архитектуры 18—19 вв.: Троицкий собор (1776—90, И. Старов) и др.

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ ЖЕН. М. — расположен вблизи г. Сарова Нижегород. обл. Возник в 1842 в рез. объединения Дивеевской жен. общины, основанной матерью Александрой (в миру — помещицей А. Мельгуновой) в 1760, и Мельнично-девичьей общины, организованной старцем Саровской пустыни Серафимом Саровским (1759—1831). В 1927 С.-Д. М. был закрыт. В 1991 мощи св. Серафима Саровского возвращены Церкви и торжественно перевезены в Дивеево, в М. возрождается церк. жизнь.

СПАСО-БОРОДИНСКИЙ ЖЕН. М. — на Бородинском поле. Осн. вдовой ген. Тучкова М. Тучковой (ур. Нарышкиной) на месте гибели мужа. В 1820 она воздвигла на этом месте храм. После смерти сына поселилась возле церкви, вокруг нее сформировалась жен. община, утвержденная в 1833 Николаем I. Моск. митр. Филарет постриг Тучкову в монахини под именем Марии. В 1838 община переименована в Спасо-Бородинский М., отличавшийся благочестивой жизнью и небогатым, но хор. организованным х-вом. Мать Мария была его первой игуменьей.

ИОАННОВСКИЙ ЖЕН. М. — в Пб. был задуман протоиер. И. Сергиевым (Иоанном Кронштадтским) как подворье основанного им же Сурского жен. М. Архангельской губ. Комплекс зданий, возведенных на наб. р. Карповки арх. Н. Никоновым, оказался значительно больше предполагаемого, и по определению Синода от 11 дек. 1902 — 15 янв. 1903 подворье было обращено в самост. жен. М. В И. М. в 1908 был похоронен о. Иоанн Кронштадтский. После Окт. рев-ции И. М. был закрыт; в 1990 возвращен Церкви.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Стены Покровского монастыря в Суздале

Стены Покровского монастыря в Суздале

Никольская башня Соловецкого монастыря. 16 в.

Никольская башня Соловецкого монастыря. 16 в.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Монастыри в России" в других словарях:

  • Арсеньевы монастыри в России — Ныне существует только один Арсеньев Комельский Ризположенский муж. 3 классный монастырь, находящийся в 20 в. к С.В. от г. Грязовца (Вологодской губ.), в Комельском лесу при слиянии речек Кохтыжи и Лежи. Основан был преп. Арсением (родом из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Екатерининские монастыри в России — 1) Екатерининская пустынь, мужская, Подольского уезда, в 25 верстах от Москвы, основана в 1660 г. царем Алексеем Михайловичем. 2) Екатерининский греческий монастырь, II класса, мужской, в Киеве, на Подоле; состоит на положении греческого… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • монастыри — (от греч. monastērion  келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие  буддийские монастыри… …   Энциклопедический словарь

  • МОНАСТЫРИ — (от греч. monastnrion уединенное жилище) основная форма организации религ. жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хоз. экономич. базой феод. системы на Востоке и… …   Советская историческая энциклопедия

  • МОНАСТЫРИ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие буддийские монастыри (сер. 1 го …   Большой Энциклопедический словарь

  • монастыри — В окрестностях древней Москвы монастыри существовали с начала XIII в., но были сожжены монголо татарами зимой 1237—38. Древнейшие из известных московских монастырей — и  — основаны в конце XIII в. Монастырское строительство в… …   Москва (энциклопедия)

  • Монастыри — (от греч. monastērion келья отшельника)         в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав).          Древнейшие М. возникли в Буддизме в середине 1 го тыс. до н. э. в Индии.… …   Большая советская энциклопедия

  • Монастыри православные в России —    как сложившиеся формы христ. общин «служителей Богу» монахов, живущих по определенному уставу, стали возникать на Руси в кон. 10 нач. 11 в. При киевском великом князе Ярославе Мудром, по свидетельству «Начальной летописи» под 1037 г.,… …   Религии народов современной России

  • Монастыри Санкт-Петербурга — В православии, в отличие от латинства (католицизм, лютеранство) и других течений в христианской религии духовенство делится на духовенство белое и духовенство чёрное. Лица, причисленные к белому духовенству живут в миру среди мирян, чёрное же… …   Википедия

  • Монастыри Костромской и Галичской епархии — Содержание 1 Кострома 2 Галич и Галичский район 3 Чухломской район …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Монастыри в России» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»